Что такое чётки и как к ним нужно относиться
Название «четки», согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая таким образом приспособление для счета – нитку бус или ремень с узлами – для счета молитв и поклонов. Внешне четки представляют не что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком.
Кожаные четки называются лестовка. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых «бабочек» (или иной вариант – «бобочек»). Лестовка по своему назначению совпадает с четками, служа также для счета молитв и поклонов.
Введены четки в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам – Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае – очень давно, в первые века Христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения – ни практического, ни символического – они не имели. У нас же, на Руси, вервица превратилась в лестовку – лестницу на небо, и замкнутый круг – образ вечной и непрестанной молитвы.
Основная молитва, которой молятся по четкам – Иисусова молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или более краткие формы, самая короткая из которых: Господи, помилуй мя. В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий.
Будучи внешне простым предметом, четки отображают многие невидимые, возвышенные вещи по слову святого апостола Павла: видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор.4:18).
Четки в монашестве называются духовным мечом (см. Еф.6:17) и вручаются монаху при постриге для как можно более частого призывания имени Божиего. В этом случае четки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума.
Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно спасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мiрян (немонашествующих).
Молитва с четками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.
В Священном Писании мы также можем найти еще места, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение – четки.
Прежде всего, четки приводят нам на память евангельский разсказ о том (см. Мф.21:12), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги. И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по церковно-славянски – бич от вервий (Ин.2:15), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скор, который они продавали.
Так вот, четки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, потому что молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» – всевозможную нечистоту – «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, – это храм Божий (см. 1Кор.3:16-17).
Можно также найти некое сходство четок – их узлов, которые между собой соединены, – с Христовыми узами, наложенными на Господа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконных суд, на страдание и позорную смерть – распятие. И поскольку четки увенчиваются изображением креста, то должны мы, занимаясь молитвой, с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, и по крайней мере стараться подражать Его смирению.
Наконец, крест оканчивается кистью – т.н. «воскрилием», четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться угодной Богу, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей Его.
Но кроме того эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя.
…Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (см. Мф.21-22). И по вере своей она получила просимое, т.е. едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно – к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением ума к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться с верою.
Отношение к четкам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранится Евангелие и молитвослов.